Сегодня, 25 ноября, в Тольяттинском художественном музее открывается выставка "Мир Уильяма Хогарта". Пятьдесят гравюр английского графика и живописца Уильяма Хогарта представлены фондом Самарского областного художественного музея.
Областной музей обладает значительной коллекцией гравюр Уильяма Хогарта (1697 – 1764), которая состоит из 115 листов. Она включает все известные серии, такие как "Карьера блудницы" (1732), "Карьера расточителя" (1735), "Четыре времени суток" (1738), "Модный брак" (1745), "Прилежание и леность" (1747) и "Выборы в парламент" (1754-1758).
В разнообразном, неистощимо изобретательном, впечатляющем творчестве Хогарта раскрылась с необычайной для того времени полнотой и убедительностью английская действительность XVIII века. Салонные живописцы в то время любили изображать франтов или великосветских красавиц в шелках и кружевах, полных изящества и лениво гуляющих в богатых поместьях и парках с модными фонтанами. Хогарт первым в английском искусстве сумел увидеть жизнь во всей ее неприглядной наготе и воспроизвести ее совершенно беспристрастно. Сюжеты своих произведений он подглядывал непосредственно в самой гуще жизни Англии тех лет.
В его сюжетных циклах с документальной точностью рассказаны истории непрерывного движения вверх и вниз по социальной лестнице. Здесь представлена, например, типичная биография бедной провинциалки, очутившейся в Лондоне и проданной опытной сводницей великосветскому распутнику и опустившейся затем до полной черты позора и нищеты ("Карьера блудницы"). Сходна с ней история типичного великосветского брака по расчету, хоть она и разыграна в других костюмах и декорациях, но столь же поучительна и печальна по своей развязке ("Модный брак").
Вглядываясь в жестокий и неприглядный мир, изображенный Уильямом Хогартом, нельзя не увидеть, как от гравюры к гравюре росло возмущение художника.
Творчество Уильяма Хогарта заняло свое достойное место в английском и европейском искусстве, его эстетические воззрения и сегодня представляют интерес для исследователя английской культуры XVIII века. Назидательность, повествовательность, обилие подробностей, сам стиль хогартовских гравюр позволяет прикоснуться к этому миру и сопереживать историям, рассказанным художником. Интересна его непосредственная включенность в современную ему жизнь, это подкупает сегодняшнего зрителя, возникает ощущение невероятной близости к происходящему, несмотря на двухсотлетний разрыв во времени.
На открытии выставки в 16.00 часов выступят студенты Тольяттинского музыкального училища с мини-концертом "Музыка эпохи Просвещения", а студент-теоретик расскажет о тематике и эпохе Просвещения Англии XVIII века.
|