Сегодня Волжскому автомобильному заводу исполняется 45 лет. 20 июля 1966 года было принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве в Тольятти автомобильного завода.
А ведь этого юбилея могло и не быть. Надолго останется в памяти мировой финансово-экономический кризис, который наиболее серьезно ударил по отрасли автомобилестроения. Противостоять ему смогли не все компании. К примеру, пришлось пережить банкротство американскому автомобильному гиганту "Дженерал Моторс". На повестке дня тогда стоял и вопрос выживания АВТОВАЗа.
Вот как прокомментировал ситуацию, в которой оказался в 2009 году автогигант, исполнительный вице-президент компании Олег Лобанов в интервью одному федеральному изданию: "Тогда было крайне важно не только сохранить работоспособность предприятия, но и определить, сколько денег нужно, чтобы реанимировать АВТОВАЗ. При этом нельзя было ошибиться с расчетами, чтобы через пару месяцев вновь не просить государство о поддержке. Итоговая цифра с учетом уже предоставленного финансирования составила 75 миллиардов рублей. Колоссальная сумма. До сих пор поражаюсь решимости правительства спасти отечественный автопром. Думаю, это было непросто".
Крупнейший в стране автопроизводитель смог остаться в строю только благодаря грамотной и слаженной работе правительства России во главе с премьер-министром и одновременно лидером партии "Единая Россия" Владимиром Путиным, региональных властей под руководством губернатора Самарской области Владимира Артякова, а также нынешней команде менеджеров АВТОВАЗа, возглавляемой президентом компании Игорем Комаровым.
За счет мер государственной поддержки АВТОВАЗ удалось сохранить. Так, в марте 2009 года была введена госпрограмма субсидирования железнодорожных перевозок автомобилей на Дальний Восток. В апреле того же года начала работать госпрограмма субсидирования автокредитов. В 2009-2010 годах на обеспечение занятости части работников ОАО "АВТОВАЗ" было выделено около 5 миллиардов рублей. А объем займов, выданных АВТОВАЗу госкорпорацией "Ростехнологии", в этот период составил 75 миллиардов рублей. Безусловно, помогла предприятию справиться с кризисом и госпрограмма по утилизации старых автомобилей, которая была введена в действие в марте 2010 года. По оценкам экспертов она дала около 43% продаж. Как следствие по итогам 2010 года АВТОВАЗ заработал прибыль в размере 2,1 миллиарда рублей.
Но 45 лет – значительный "возраст" для АВТОВАЗа, и ему сейчас нужна модернизация. Благодаря российскому правительству она уже началась, в результате чего завод смело смотрит в завтра. И даже в послезавтра, ведь одним из первых шагов команды Игоря Комарова стала разработка программы развития предприятия до 2020 года.
Итак, АВТОВАЗ празднует юбилей и к празднику каждый его работник получил премию. В Тольятти пройдет целый ряд праздничных мероприятий. Сегодня, 20 июля, в музее предприятия откроется выставка автомобилей "АВТОВАЗ: история развития", в рамках которой состоится презентация нового бюджетного седана LADA Granta. В пятницу, 22 июля, лучшие работники предприятия в качестве поощрения будут приглашены на торжественное мероприятие во Дворец культуры, искусства и техники. На следующий день, 23 июля, праздник переместится в парк Победы, где тольяттинцев и работников завода поздравят группы "Блестящие", "Серега" и "Quest Pistols". А 26 июля Тольятти посетит первый российский пилот Формулы 1, гонщик команды Lotus Renault GP Виталий Петров вместе с шоу-каром – репликой гоночного болида. Рядом с заводоуправлением будет организована экспозиция, на которой представят и спортивные автомобили LADA.
|